Регистрация — владельцам собак и питомникам

Топ 100 тем  Топ 100 участников  Форум  Дрессировка ОКД

Важно: правила форума
Автор Сообщение
Обсуждение отщеплено от топика: Агрессия к людям
  • Сообщений     112
  • С 2007-05-16

Внимание! Статья не авторская! взята с сайта:
http://www.vetby.ru/osnovy_dressirovki_sluzhebnyh_sobak_162.html

В процессе общей дрессировки отрабатываются приемы, подчиняющие собаку дрессировщику.

Общая дрессировка — основа для последующей подготовки собаки по той или иной специальной службе, так как большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для выработки навыков специальной дрессировки.

Выработка навыков, входящих в общую дрессировку, основана как на процессах возбуждения нервной системы, так и процессах торможения. Комплекс всех приемов общей дрессировки устанавливает в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, что обеспечивает безотказность и четкость в работе собаки. Вот почему дрессировка собак всегда начинается с выработки навыков общей дрессировки.

Приемы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает достижение конечной цели дрессировки. Эту определенную последовательность в отработке приемов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки.

Методика дрессировки собак основывается на ряде принципов:

а) первые занятия следует проводить так, чтобы добиться быстрого установления правильных взаимоотношений дрессировщика с собакой. Для этого надо больше гулять и играть с нею;

б) отработка приемов и упражнений должна исходить из принципа— от простого к сложному, от легкого к трудному. Занятия следует начинать в таких условиях, чтобы меньше было отвлекающих раздражителей;
в) необходимо соблюдать строгую последовательность в выработке навыков, так как появление у собаки одних навыков служит основой для выработки следующих;

г) приемы нужно отрабатывать в то же время и комплексно т. е. одновременно и параллельно несколько приемов. При этом навыки должны быть на разных стадиях их образования. Комплексный метод значительно ускоряет дрессировку и повышает ее
качество, так как собака меньше утомляется, а навыки у нее вырабатываются быстрее н бывают более стойкими;

д) отработку нового приема следует начинать в первой половине занятия, но не в самом его начале, когда собака еще недостаточно послушна. Не следует этого делать и в конце занятия, когда нервная система собаки уже утомлена;

е) заниматься дрессировкой собаки желательно дважды в день — утром и вечером, обязательно до кормления пли спустя 2-3 часа после него. Продолжительность занятий следует наращивать постепенно. Занятия не следует перегружать одновременной отработкой многих приемов. В течение часа их допустимо отрабатывать поочередно не более 3-4 раз. Не следует повторять один и тот же прием много раз подряд, так как это быстро утомит собаку. Обычно это делают 3-5 раз в зависимости от сложности приема, стадии, на которой находится выработка навыка, и индивидуальных особенностей собаки;

ж) дрессировщик должен постоянно учитывать как внешние (местность, наличие животных или людей, погода), так и внутренние (голод, сытость) факторы, влияющие па собаку во время дрессировки, и умело использовать их;

з) прежде чем приступить к занятиям, дрессировщик должен твердо решить, чего он хочет достигнуть, и какими путями будет добиваться поставленных задач, т. е. должен разработать подробный методический план дрессировки. Перед выработкой каждого
навыка нужно ясно представлять себе элементы и стадии его отработки примерно по следующей схеме: 1) назначение навыка; 2) условные и безусловные раздражители, применяемые при его выработке; 3) методика и техника выработки навыка по стадиям; 4) норматив выработанного навыка (что должна выполнять собака); 5) основные возможные ошибки при выработке навыка.

Успеха в дрессировке служебных собак можно добиться только при условии систематической, настойчивой, заранее запланированной и творческой работы. Дрессировщик должен твердо знать теоретические основы дрессировки и строго применять их в работе с собакой

цитироватьобратиться по нику22.06.2007 17:22

Omnia praeclara - rara

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

АПОРТИРОВКА ПРЕДМЕТОВ (КОМАНДА „АПОРТ!")

Навык на команду «Апорт!» очень важен, так как является основой для последующей отработки многих приемов специальной дрессировки (выборка вещей, обыск местности, работа по следу и др.).

Условными раздражителями при выработке навыка являются команды «Апорт!», «Дай!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонью вниз) в направлении брошенного предмета и небольшой наклон корпуса вперед. Безусловные раздражители — апортировочный предмет, лакомство, поглаживание. Прием отрабатывается после выработки у собаки навыков на команды «Гуляй!», «Ко мне!» и «Сидеть!» и параллельно с рядом других приемов общей дрессировки.

Первые занятия следует проводить на участке без отвлекающих раздражителей.

Приучать собаку подносить предметы можно двумя способами:

1-й способ. Собака на коротком поводке сидит у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик, держа в левой руке поводок, а правой апортировочныи предмет, поворачивается налево, называем кличку собаки и начинает играть предметом перед глазами собаки. Двигающийся предмет возбуждает собаку, и она стремится схватить его. Тогда дрессировщик подает команду «Апорт!» и позволяет собаке схватить апортировочный предмет. Как только собака зажмет его в зубах, команду «Апорт!» повторяют и произносят восклицание «Хорошо!». Чтобы добиться у собаки более прочной хватки и не допустить выбрасывания апортировочного предмета, его держат за один конец и слегка тянут к себе. Это побуждает собаку крепче зажать апортировочныи предмет зубами.

Если собака хорошо держит предмет, то, подав команду «Рядом!», пробегают с ней 10—-15 шагов, затем переходят на движение шагом и подав команду «Дай!», берут палочку у собаки, после чего поощряют ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!», командой «Гуляй!». В течение занятия упражнение повторяется 2—3 раза.

В тех случаях, когда первоначальный навык у собаки не удается выработать обычным способом, вместо апортировочного предмета вначале используют трубчатую кость или другие предметы, охотно схватываемые собакой, и лишь позднее переходят к работе с апортировочным предметом. Когда собака хорошо научится хватать предмет из рук, ее приучают подавать брошенный предмет. Дрессировщик усаживает собаку у левой ноги. В левой руке он держит короткий поводок, в правой — апортировочныи предмет. Назвав кличку собаки и возбудив ее, он показывает палочку и бросает ее на .3—4 шага вперед. Бросать апортировочный предмет во время выработки навыка нужно правой рукой снизу вперед, так как это движение руки и должно стать жестом, заменяющим команду «Апорт!». Одновременно с броском дрессировщик подает команду «Апорт!» и вместе с собакой быстро идет к предмету, по пути 1—2 раза повторив команду «Апорт!».

Если собака, подойдя к предмету, хватает его, то вслед за командой «Апорт!» дрессировщик восклицает «Хорошо!» и поощряет собаку. Если же собака, подойдя к предмету, не берет его, то следует «оживить» палочку, подвигав ее ногой. Пробежав затем вместе с собакой 10—15 шагов, дрессировщик переходит на движение шагом, подает на ходу команду «Дай!», отбирает у собаки предмет и поощряет ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия повторяют на занятии несколько раз.

Постепенно дрессировщик начинает бросать апортировочныи предмет па все большие расстояния. При этом он одновременно подает команду «Апорт!», делает жест в направлении брошенного предмета и сам направляется к нему, чем активизирует движение собаки. Но затем дрессировщик постепенно отстает от бегущей собаки, а со временем и совсем перестает сходить с места.

Как только собака возьмет апортировочныи предмет, делают несколько шагов в сторону, чтобы побудить собаку подойти. Если этого окажется недостаточно, то подают команду «Ко мие!». Когда собака с предметом подбежит, ее поощряют поглаживанием и восклицанием «Хорошо!» лишь в том случае, если она сядет перед дрессировщиком. После небольшой выдержки подастся команда «Дай!», у собаки отбирают апортировочныи предмет и поощряют ее лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

Занятия вначале проводятся на коротком поводке, затем на удлиненном, а потом и без поводка. Усложняя выработку навыка, апортировочныи предмет забрасывают на большие расстояния (до 20 м) и так, чтобы собака его не видела (в траву, кусты, канавы) и вырабатывают выдержку у собаки после броска до 10—15 секунд. Для этого дрессировщик, посадив собаку около левой ноги, бросает предмет на 10—12 м в высокую траву или кустарник так, чтобы собака видела его полет, но не видела взмаха руки (не путала с жестом). Через 5—6 секунд дрессировщик подает команду «Апорт!» и пускает собаку на поиск. Кроме того, вырабатывают подачу различных по форме, весу и материалу предметов, усложняют и условия окружающей среды на занятиях. В первое время собака, пытаясь найти предмет, будет отклоняться в разные стороны. Дрессировщик в это время должен оказывать ей помощь, делая жест в направлении предмета, а также сам двигаясь к нему. Если собака пытается бежать за апортировочным предметом сразу же после броска, то подают команду «Сидеть!» и делают рывок поводком. Снова команду «Апорт!» и жест подают лишь после того, как собака успокоится.

2-й способ. Дрессировщик, имея сидящую собаку на коротком поводке у левой ноги, делает пол-оборота налево и полшага правой ногой. Затем левой рукой он берет собаку за ошейник со стороны холки, а правой подносит к ее морде апортировочный предмет и, подав команду «Апорт!», слегка приподнимает собаку за ошейник. Под давлением ошейника собака раскрывает пасть и дрессировщик мягким, быстрым движением вкладывает в нее предмет, одновременно с этим повторяя команду «Апорт!». Как только палочка окажется в пасти собаки, ошейник отпускают, что позволяет собаке сомкнуть челюсти, но в этот же момент перемещают правую руку под нижнюю челюсть собаки с тем, чтобы воспрепятствовать ей, если она попытается выбросить из пасти апортировочный предмет. Если же собака держит его в пасти, то ее поощряют восклицанием «Хорошо!» и поглаживанием. После небольшой выдержки подают команду «Дай!», забирают предмет и поощряют собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». На следую занятиях приподнимание собаки за ошейник заменяют легким рывком поводка вверх. Дальнейшая выработка навыка производится так же, как и при первом способе.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика быстро и безотказно находит различные предметы, брошенные на расстояния до 25 м, подносит их и, сев перед дрессировщиком, отдает по первой команде.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Показ лакомства или подготовка его к тому, чтобы дать собаке при ее подходе с предметом к дрессировщику;
2. Применение при апортировке одних и тех же предметов;
3. Неосторожное, с причинением боли, вкладывание в пасть собаки апортировочного предмета;
4. При начальной отработке схватывания предмета дрессировщик запаздывает потянуть его с целью усиления хватки;
5. Излишне далекое забрасывание палочки в начале отработки приема.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:23

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ (КОМАНДА "БАРЬЕР")

Этот навык часто бывает необходим при практическом использовании собаки на специальных службах. Кроме того, он способствует физическому развитию собаки, воспитывает у нее смелость, ловкость, подвижность.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Барьер!» и жест — выбрасывание правой руки вперед (ладонь вниз) в сторону препятствия; безусловными - рывки поводком, лакомство, естественное стремление собаки к преодолению препятствий.

Прием отрабатывается параллельно с навыком на команду «Вперед!» и приучением ее к лазанью по лестнице. Отработать этот прием можно несколькими способами. Рассмотрим лишь наиболее простые, удобные и чаще применяемые в практике.

1-й способ. При этом способе дрессировщик преодолевает препятствие вместе с собакой. Для этого он, держа собаку на коротком поводке у левой ноги, идет к препятствию (барьеру высотой около 50 см или канаве шириной 50—60 см) и останавливается в 5—6 м от него. Затем, подав команду «Рядом!», бежит к препятствию вместе с собакой, перепрыгивает через него, увлекая за собой и собаку. В момент прыжка он подает команду «Барьер!», а перепрыгнув, поощряет собаку. Упражнение повторяется несколько раз.

На следующих занятиях дрессировщик через препятствие не прыгает, а лишь побуждает собаку к самостоятельному прыжку, бегая вместе с ней до препятствия. В тот момент, когда собака начинает прыжок, дрессировщик подает команду «Барьер!», а сам переходит на другую сторону препятствия, быстро подходит к собаке и поощряет ее. Это упражнение также повторяется несколько раз.

Как только у собаки будет выработан первоначальный навык и она по команде «Барьер!» начнет уверенно преодолевать препятствие, постепенно увеличивают его высоту: изгородь до 1 м, глухой забор до 1,8 м, а канаву до 2 м. Когда высота забора достигнет 100—120 см, появятся затруднения, так как собака может преодолевать прыжком препятствия только до 1 м. Для преодоления более высоких препятствий (до 1,8 м) ее нужно научить прыжку с зацеплением передними лапами. Делают это так.

Дрессировщик, находясь рядом с высоким препятствием в момент прыжка собаки, подхватывает ее и немного приподнимает вверх, помогая ей зацепиться передними лапами за верхний край забора. Одновременно он подает команду «Барьер!». Как только собака подтянется вверх и перепрыгнет через препятствие, к ней подходят и поощряют ее. Если собака отказывается от прыжков через высокий забор или срывается с него, высоту препятствия на виду у собаки уменьшают, дают ей немного отдохнуть, а затем вновь посылают на преодоление препятствия. Необходимо, чтобы каждое такое занятие заканчивалось удачным прыжком собаки.

2-й способ. Дрессировщик, держит сидящую собаку на удлиненном поводке у левой ноги, находится в 2—3 м от препятствия (барьера высотой около 50 см или канавы шириной 50—60 см). Подав команду «Сидеть!», он перекидывает поводок через препятствие, сам переходит на другую его сторону, останавливается в 1,5—2 м от препятствия напротив собаки, осторожно берет в правую руку поводок и командой «Ко мне!» подзывает собаку. Поводок должен быть немного натянут, чтобы помешать собаке обойти препятствие. Когда собака по команде «Ко мне!» начнет двигаться к дрессировщику, он перед ее прыжком подает команду «Барьер!», а после прыжка поощряет собаку лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Через некоторое время упражнение повторяется.

3-й способ. Если собака проявляет большую заинтересованность в апортировке предметов, то навык преодоления препятствии можно выработать так. Дрессировщик становится с собакой как и в предыдущем случае. Затем он на виду у собаки бросает через препятствие апортировочиый предмет. Собака, стремясь схватить его, перепрыгивает через препятствие. В момент прыжка подается команда «Барьер!», а затем собака поощряется.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Преждевременное увеличение размеров препятствий без учета физических возможностей собаки и ее подготовленности;
2. Проведение занятий вскоре после кормления;
3. Запаздывание дрессировщика с переходом на другую сторону препятствия в начальный период;
4. Переутомление собаки излишне частыми и многочисленными прыжками;
5. Требование к собаке преодолевать препятствие без разбега.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:24

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД ПО КОМАНДЕ (КОМАНДА „ВПЕРЕД!")

Навык этот необходим тогда, когда обычное положение собаки около левой ноги дрессировщика не позволяет продолжать движение (узкая тропа, переход по доске или бревну через ров, канаву, ручей, узкая доска или трап при посадке в автомашину или вагон и т. д.). Кроме того, навык является основным при отработке ряда приемов некоторых специальных служб (например, ездовой, буксировке лыжника).

Условными раздражителями три выработке этого навыка являются команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонь вниз) в направлении требуемого движения собаки, безусловным — лакомство. Выработку навыка следует начинать после отработки апортировки и вести параллельно с приучением собаки к прыжкам.

Занятия проводят так. На местности со слабыми отвлекающими раздражителями через неглубокую канаву (ров, ручей) перебрасывают широкую доску. Дрессировщик, имея собаку у левой ноги на удлиненном поводке, подходит к канаве. Показав и дав обнюхать собаке кусочек лакомства, он подает команду «Вперед!» и бросает лакомство через канаву (движение руки должно соответствовать жесту «Вперед!». Собака, возбужденная видом и запахом лакомства, устремляется за ним. Дрессировщик ослабляет удлиненный поводок, повторяет команду «Вперед!», поощряет собаку восклицанием «Хорошо!» и идет по доске вслед за ней. Когда собака, перейдя по доске через канаву, найдет лакомство (иногда в этом ей надо помочь) и съест его, ее поощряют, дав еще раз лакомство, поглаживая и восклицая «Хорошо!». После нескольких таких упражнений лакомство бросать через канаву перестают, подают лишь команду и жест, собаку же поощряют лишь после перехода по доске. На следующих занятиях широкую доску заменяют более узкой, наконец, бревном.

Затем начинают работать на буме высотой 1 м (вначале в виде доски). Для этого дрессировщик, имея собаку у левой ноги на коротком поводке, подходит с ней к буму, подает команду «Вперед!» и с ходу жестом посылает собаку на бум . Когда собака пойдет по буму, дрессировщик, идя справа рядом и поддерживая ее правой рукой за поводок ближе к ошейнику (а при необходимости и левой рукой под живот), 2—3 раза подает команду «Вперед!» и поощряет собаку восклицанием «Хорошо!». Если собака удачно завершила переход по всему буму, ее поощряют.

После того как собака станет безотказно и уверенно подниматься на бум, двигаться по нему и спускаться, не спрыгивая преждевременно, занятия усложняют. Для этого усложняют бум (вместо доски — стесанное бревно, а потом круглое бревно диаметром 20 см), занятия проводят без поводка, посылают собаку на бум из различных поз, вырабатывают выдержку перед бумом. Кроме того, занятия на буме чередуют с движением по узким тропам, переходами через ручьи, рвы, вводят различные отвлекающие раздражители. Навык считается выработанным, если собака по первой команде пли жесту дрессировщика быстро, четко и безотказно выходит вперед и уверенно идет впереди дрессировщика, совершая переход по буму или бревну (через канаву, ров, ручей) длиной 6 м и диаметром 20 см.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Применение очень узкой доски или бревна вначале выработки навыка;
2. Применение рывков поводком при выработке навыка;
3. Несвоевременное устранение самовольных соскоков собаки с бума.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:25

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ЛАЗАНЬЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ (КОМАНДА "ВПЕРЕД")

Навык лазанья по лестнице необходим во многих случаях практического использования собаки в ряде специальных служб, кроме того, он способствует физическому развитию собаки, вырабатывает смелость, ловкость, точную координацию движения.

Условными раздражителями при выработке этого навыка является команда «Вперед!» и жест — выбрасывание правой руки (ладонь вниз) в сторону лестницы, а безусловными — лакомство, воздействие поводком. Навык вырабатывается параллельно с навыками движения вперед но команде и преодолением препятствий. На занятиях используется специальная лестница, установленная на дрессировочной площадке. Начиная выработку навыка, необходимо предварительно ознакомить собаку с более простыми лестницами (с широкими ступенями и малым наклоном). Навык вырабатывается так.

Дрессировщик, держа собаку па коротком поводке у левой ноги, встает в 5—7 шагах от лестницы. Подав команду «Рядом!», он вместе, с собакой подходит к лестнице, подает команду «Вперед!» и жест и неторопливо вместе с ней поднимается по ступеням. При замедлении движения собаки или ее остановках вновь подается команда «Вперед!». Уверенное движение собаки поощряется.

Как правило, подъем по лестнице для собаки не труден, для нее значительно труднее спуск. Во время спуска дрессировщик должен находиться несколько впереди собаки, внимательно следя за ней, чтобы в нужный момент помочь ей спуститься или предотвратить падение. Когда собака успешно спустится, ее поощряют лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!», командой «Гуляй!». Это упражнение повторяют па занятии несколько раз. Научить собаку лазанью по лестнице можно и другими способными, аналогичными тем, которые использовались в процессе приучения собаки к прыжкам, нужно только соответственно применять их.

Когда собака начнет уверенно преодолевать лестницу вместе с дрессировщиком, ее учат подниматься и спускаться самостоятельно. Сначала дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, при подъеме на лестницу и спуске с нее начинает понемногу отставать от собаки, предоставляя ей возможность двигаться самостоятельно. Затем, подойдя с собакой к лестнице, он останавливается в 2—3 шагах от нее, отстегивает поводок и посылает собаку на лестницу командой «Вперед!» и жестом, сам оставаясь на месте. Внимательно следя за поведением собаки на лестнице, он изредка подает команду «Вперед!» в энергичной, живой интонации и поощряет ее восклицанием «Хорошо!». Когда собака поднимается на верхнюю площадку, дрессировщик быстро переходит на другую сторону лестницы и, после небольшой выдержки собаки на площадке, командой «Ко мне!» и жестом побуждает собаку к спуску. Как только собака спустится, ее поощряют и выгуливают.

Затем первоначальный навык усложняют. Добиваются выдержки собаки на лестничной площадке до спуска в различных положениях. Более трудной для преодоления делают и лестницу: ступеньки реже и уже, наклон круче. Во время занятий вводят различные по характеру и силе отвлекающие раздражители.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика самостоятельно, быстро и уверенно преодолевает лестницу, остаемся на верхней площадке до команды «Ко мне!» с выдержкой до 2 минут, а спустившись с лестницы, подходит к дрессировщику и останавливается у его левой ноги.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Пуск собаки на лестницу с опущенным поводком;
2. Проведение первых занятий на лестнице с узкими ступенями или излишне крутым наклоном;
3. Применение сильных рывков поводком или случайные удары, падения;
4. Запаздывание с переходом на другую сторону лестницы.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:25

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПЕРЕХОД СОБАКИ В СВОБОДНОЕ СОСТОЯНИЕ (КОМАНДА „ГУЛЯЙ!")

Свободное состояние предоставляется собаке для отдыха и выгуливания во время дрессировки и повседневной специальной работы. Свободное состояние используется также в качестве поощрения собаки.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Гуляй!» и жест — выбрасывание правой руки снизу вверх на высоту несколько выше плеча и в сторону желательного движения собаки с одновременным небольшим наклоном корпуса и выставлением вперед правой ноги. Безусловным же раздражителем служит естественное стремление собаки к свободному состоянию.
Этот навык отрабатывается параллельно с выработкой навыков на команды «Рядом!» и «Ко мне!».

Сначала приучают собаку принимать свободное состояние следующим образом. Имея собаку у левой ноги, дрессировщик пристегивает к ошейнику удлиненный поводок, называет кличку собаки и подает команду «Гуляй!» в живой, энергичной интонации. Правой рукой одновременно с командой он делает жест в сторону желательного движения собаки и одновременно, с целью возбуждения ее, делает небольшую пробежку (10—15 шагов). Если этого недостаточно, то собаку возбуждают игрой.

При отработке этого приема все действия дрессировщика должны быть энергичны, жизнерадостны и побуждать собаку к активной игре и пробежкам. После пробежки собаке дают возможность свободно погулять на удалении от дрессировщика (на расстоянии удлиненного поводка). Через 2—4 минуты собаку подзывают или подходят к ней, поощряют ее поглаживанием, восклицанием «Хорошо!», лакомством. Затем все действия повторяются. Первоначальная отработка приема проводится обязательно на удлиненном поводке, так как собака еще недостаточно дисциплинированна и может убежать от дрессировщика или совершить какое-либо нежелательное действие. Затем выработку навыка усложняют. Вводят сильные отвлекающие раздражители, добиваются, чтобы собака переходила в свободное состояние из различных положений (когда она сидит, лежит, стоит и др.). И, наконец отрабатывают выгуливания без поводка, в сложной обстановке, разнообразных положений, увеличивают время между командами. Навык считается выработанным, если собака по первой команде Гуляй!» или жесту дрессировщика сразу же переходит в свободное состояние при любых условиях окружающей среды и из любого положения.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Неэнергичные, вялые действия дрессировщика, слабо возбуждающие собаку.
2. Рывки поводком и грубые окрики в момент отхода собаки;
3. Невнимательное наблюдение за поведением собаки во время выгуливания, что может привести к образованию нежелательных связей (поиск и поедание пищи, нападение на животных и птиц );
4. Потеря контакта с собакой вследствие значительного ее удаления или исчезновения из поля зрения дрессировщика.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:26

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПОДХОД К ДРЕССИРОВЩИКУ (КОМАНДА „КО МНЕ!")

Наличие этого навыка позволяет дрессировщику подзывать собаку, когда она находится на удалении от него. Кроме того, этот навык дисциплинирует собаку, вырабатывает у нее внимание к действиям дрессировщика.

Условными раздражителями при отработке этого приема являются команда «Ко мне!» и жест — быстрое опускание правой руки к бедру, предварительно поднятой в сторону на уровне плеча (ладонь вниз) Безусловные раздражители — лакомство, легкое подтягивание собаки поводком, поглаживание. Навык вырабатывается в комплексе с навыками на команды «Рядом!» и «Гуляй!», а в последующем тесно увязывается и с другими приемами.

Первоначальный навык на команду «Ко мне!» обычно вырабатывается у собаки еще в 4—5-месячном возрасте, но бывает, что этот навык приходится вырабатывать и у взрослой собаки. Прием этот отрабатывается следующим путем.

Во время выгуливания собаки на удлиненном поводке дрессировщик, держа поводок в левой руке, называет кличку собаки и громко, четко, в ласковой интонации подает команду «Ко мне!», показывая на ладони правой руки лакомство. Лакомство привлекает собаку, и она бежит к дрессировщику. Он же отбегает на несколько шагов и вновь подает команду «Ко мне!», продолжая показывать лакомство. Подошедшую собаку поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Если собака не подходит к дрессировщику, то команда подается вновь и одновременно с ней легко, без причинения боли, поводком подтягивают собаку к себе, повторяя команду «Ко мне!» в ласковой интонации. Когда собака окажется рядом с дрессировщиком, ее поощряют лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Эти действия повторяются несколько раз до тех пор, пока собака не начнет подбегать к дрессировщику по одной команде «Ко мне!».

Если при отработке приема собака медленно подходит к дрессировщику, то при подзыве он должен быстро отбегать от собаки — это заставит ее подходить быстрее.

Выработка навыка на жест проводится так. Дрессировщик во время выгуливания собаки на удлиненном поводке называет ее кличку, подает команду «Ко мне!» и одновременно или чуть раньше подает жест подзыва. При подходе собака поощряется. После неоднократных повторений жест и команда приобретают для собаки одинаковое значение. Если собака на один жест не подходит, его продолжают подавать вместе с командой, но команда должна постепенно все более запаздывать, а потом и совсем не произноситься.

Постепенно навык усложняют. Подзыв жестом производят из положений собаки сидя и лежа, отрабатывают подход собаки по команде или жесту, когда она без поводка, приучают ее, подойдя, вставать у левой ноги дрессировщика.

Остановку собаки у левой ноги отрабатывают так. Когда собака по команде подойдет к дрессировщику на расстояние одного шага, он, наклонившись, берет левой рукой поводок в 15—20 см от ошейника и при его помощи заставляет собаку принять правильное положение у левой ноги, одновременно подавая команду «Рядом!» затем она поощряется лакомством, поглаживанием, восклицанием Хорошо!». В последующем добиваются, чтобы собака при подходе без команды и принуждения занимала правильное положение у левой ноги дрессировщика.

Со временем окружающую обстановку при отработке этого навыка усложняют, увеличивают расстояние, с которого подзывается собака, проводят занятия на местности с большим числом отвлекающих раздражителей, .в различную погоду и разное время суток. Навык считается выработанным, если собака с любого расстояния, в любое время и при наличии любых отвлекающих раздражителей по первой команде или жесту быстро подбегает к дрессировщику и останавливается у его левой ноги.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Подача команды «Ко мне!» в угрожающей интонации
2. Применение излишне сильного болевого раздражителя при подтягивании собаки;
3. Многократное одновременное применение команды и жеста;
4. Наказание собаки после ее подхода к дрессировщику;
5. При медленном, вялом подходе собаки дрессировщик не отбегает назад, чтобы возбудить собаку;
6. Невнимание к положению собаки у левой ноги дрессировщика.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:26

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ЛОЖИТЬСЯ ПО КОМАНДЕ (КОМАНДА „ЛЕЖАТЬ"!)

Навык ложиться по команде необходим при повседневной paботе дрессировщика с собакой. Положение лежа наиболее удобно для отдыха собаки и лучше всего обеспечивает ее маскировку.

Условными раздражителями являются команда «Лежать!» и жест — быстрое опускание вниз к бедру правой руки, предварительно поднятой вперед на уровень плеча ладонью вниз. Безусловные раздражители — лакомство, нажим на холку собаки, вытягивание вперед ее передних лап, рывок поводком.

Прием отрабатывается после первоначальной выработки навыка на команду «Сидеть!» и параллельно с выработкой навыка на команду «Стоять!».

Приучить собаку ложиться по команде можно тремя способами: 1) вкусопоощрительным; 2) с помощью нажима на холку собаки и вытягивания вперед ее передних лап; 3) применением рывка поводком. Выбор одного из этих способов зависит от индивидуальных особенностей собаки. Так, 1-й способ применяют обычно при работе с молодыми собаками и с собаками, имеющими ярко выраженную преобладающую пищевую реакцию, 2-й способ применяют чаще всего при дрессировке взрослых собак, а 3-й — при работе со злобными собаками (во избежание покусов дрессировщика).

1-й способ. Собака на коротком поводке находится около левой ноги дрессировщика. Он усаживает собаку, делает пол-оборота налево, отставляет правую ногу в сторону на полный шаг и берет в левую руку поводок, придерживая его около ошейника. Взяв в правую руку лакомство и нагнувшись, подносит его к морде собаки и подает команду «Лежать!». Постепенно опуская руку вниз и несколько вперед, дрессировщик этим заставляет собаку вначале пригнуться за лакомством, а затем вытянуть шею вперед и лечь. Когда собака нагнется за лакомством, вновь четко подают команду «Лежать!», а когда она ляжет, поощряют лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!». Положение фиксируется в течение 10—15 секунд, а затем собаке представляется возможность отдохнуть.

Если собака сразу же после того, как ляжет, попытается встать, то вновь подают команду «Лежать!», но уже в угрожающей интонации, а на холку собаки нажимают левой рукой, не давая ей подняться.

2-й способ. Собака находится у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик делает пол-оборота налево и отставляет правую ногу в сторону на полный шаг. Нагнувшись, он кладет ладонь левой руки на холку собаки, а правой рукой обхватывает запястья ее передних лап. Затем дрессировщик подает команду «Лежать!» и одновременно нажимает левой рукой на холку собаки, а правой тянет вперед ее передние лапы, чем и заставляет собаку лечь. Как только собака ляжет, ее немедленно поощряют и удерживают в положении лежа 10—15 секунд. Все попытки собаки встать прекращают командой «Лежать!» в угрожающей интонации с одновременным нажимом на холку.
3-й способ. Исходное положение такое же, как и при предыдущем способе. Дрессировщик делает пол-оборота налево и отставляет правую ногу в сторону на полный шаг. В правую руку берет поводок в 15—20 см от ошейника и делает так, чтобы его карабин оказался внизу ошейника. Левую руку он накладывает на холку собаки. Подав команду «Лежать!», дрессировщик нажимает ладонью левой руки на холку собаки, а правой рукой в это же время делает затяжной рывок поводком вниз и несколько вперед. Когда собака ляжет, ее поощряют. При попытках собаки встать подается команда «Лежать!» в угрожающей интонации и одновременно делается нажим на холку и рывок поводком. В положении лежа собаку следует выдержать 10—15 секунд, а затем поощрить и дать отдохнуть. Когда первоначальный навык выработан, его усложняют. Учат собаку сохранять положение лежа при отходах дрессировщика, увеличивают выдержку, устраняют недостатки в позе.

Сохранять принятое положение при отходах дрессировщика собаку учат так. Дрессировщик командой «Лежать!» укладывает собаку возле себя. Повторив команду, он отходит на 2—3 шага, внимательно наблюдая за поведением собаки. Если при отходе собака не изменяет своего положения, то после выдержки в 15— 30 секунд дрессировщик возвращается и поощряет ее лакомством, восклицанием «Хорошо!».

Если собака срывает укладку, подают команду «Лежать!» в угрожающей интонации и, как только она опять ляжет, восклицают «Хорошо!», а затем подходят к собаке и поощряют ее лакомством. Если собака не выполнит команды, то вновь подают команду «Лежать!» в угрожающей интонации и укладывают ее на место одним из указанных выше способов. В тех случаях, когда собака поднялась и идет к дрессировщику, ему следует быстро пойти ей навстречу, возвратить на прежнее место и уложить. Постепенно дрессировщик увеличивает расстояние отхода до 15 м, отходит не пятясь, а обычно, одновременно меняет направление и темп отхода. Постепенно увеличивается и выдержка собаки (до 5 минут).

Дрессировщик внимательно следит, чтобы при укладке собака занимала правильное положение, т. е. чтобы задняя часть ее тела ровно лежала на обоих лапах, передние лапы были вытянуты вперед, а голова приподнята. Смотреть собака должна вперед. Все недостатки в положении собаки дрессировщик обязан исправлять и поощрять собаку лишь тогда, когда она займет правильное положение.

Одновременно с этим приучают собаку ложиться по жесту. Для этого дрессировщик, усадив собаку, отходит от нее на 1—2 шага, держа поводок в левой руке (лицом он обращен к собаке). Подав команду «Лежать!», он одновременно или чуть раньше делает жест укладки так, чтобы правая рука при движении вниз задела за слабо натянутый поводок и легко потянула его вниз, побуждая собаку лечь. Как только собака ляжет, ее поощряют лакомством и восклицанием «Хорошо!». Упрочение навыка проводится путем усложнения условий дрессировки, работой без поводка и др.

Навык считается выработанным, если собака в любых условиях по первой команде или жесту дрессировщика, находясь от него на расстоянии до 15 м, четко и безотказно занимает положение лежа из любого другого и сохраняет его до последующей команды с выдержкой до 5 минут.

При отработке этого приема возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Резкие рывки поводком или слишком большие выдержки в первоначальный период;
2. Постоянное применение команды «Лежать!» после команды «Сидеть!» (образуется нежелательная связь);
3. Укладка собаки на мокрую, грязную почву в первоначальный период дрессировки;
4. Невнимание к позе собаки.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:27

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА МЕСТО (КОМАНДА „МЕСТО!")

Навык на команду «Место!» необходим при обслуживании, перевозке и специальной дрессировке собаки. Условными раздражителями являются команда «Место!» : жест — выбрасывание прямой правой руки вперед ладонью вниз(на высоту пояса) в направлении того места, куда должна вернуться собака, с одновременным выпадом правой ноги. Безусловные раздражители — легкие рывки поводком, лакомство.

Прием этот отрабатывается после выработки у собаки навыка на команду «Лежать!». Делается это следующим образом. Дрессировщик, имея собаку на удлиненном поводке, укладывает ее около себя и кладет перед ней хорошо знакомый предмет (но только не апортировочный). Обозначив таким образом занимаемое собакой место, он вторично подает команду «Лежать!» и отходит от собаки на 5—6 шагов. После небольшой выдержки собаку подзывают и поглаживают. Затем в приказной интонации подают команду «Место!» и делают жест правой рукой. Левой же в это время производят легкие побуждающие рывки поводком вперед и двигаются вместе с собакой к оставленному ею месту. Во время движения 2—3 раза в приказной интонации произносят команду «Место!».

Возвратившись на оставленное собакой место, заставляют ее принять прежнее положение, а затем поощряют поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!». Все эти действия в течение замятия повторяют 3—4 раза.

Если собака без команды покинет занимаемое ею место и побежит к дрессировщику, то ее берут за поводок и, подав в угрожающей интонации команду «Место!», легкими рывками поводка принуждают вернуться обратно. Если же собака выполняет команды четко, то к ней периодически подходят и поощряют ее.

Затем первоначальный навык усложняют. Расстояние отхода постепенно увеличивают до размеров удлиненного поводка, добиваются, чтобы собака ложилась не далее чем в одном метре от оставленного предмета. Совершенствуя навык, вводят работу без поводка, а дистанцию отхода дрессировщика доводят до 15м. Постепенно увеличивается выдержка (на месте до подзыва, около дрессировщика после подзыва, после возвращения собаки на место). Вводится выдержка и в отсутствие дрессировщика, усложняются условия проводимых занятий.

Навык считается выработанным, если собака без поводка по первой команде дрессировщика быстро и четко возвращается на ранее занимаемое ею место на расстояние до 15 м, самостоятельно ложится там, не далее чем в одном метре от оставленного предмета и сохраняет выдержку до 5 минут.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Излишне сильные рывки поводком во время сопровождения собаки на место в первоначальный период;
2. Слишком большие выдержки в начале выработки навыка
3. Подкрепление лакомством каждого подхода собаки при под
4. Использование для обозначения места апортировочного предмета или незнакомых собаке вещей.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:27

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ПОЛЗАТЬ (КОМАНДА „ПОЛЗИ!")

Навык ползать необходим при использовании собаки на некоторых специальных службах, когда требуется передвигаться с соблюдением мер маскировки. Как правило, переползание собаки при совместных ее действиях с дрессировщиком.

Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Ползи!», а безусловным — нажим руки на холку собаки, легкие рывки поводком, лакомство. Прием вырабатывается после выработки навыков на команды «Сидеть!» и «Лежать!» и параллельно с другими приемами общей дрессировки. Первые занятия проводят на ровной, сухой, открытой местности без камней и сучьев и других острых предметов. Дрессировщик предварительно должен сам хорошо овладеть техникой переползания без собаки. Выработка этого приема проводится так. Дрессировщик ложится сам и укладывает собаку слева от себя, держа ее на коротком поводке так, чтобы голова собаки была на уровне его левого плеча. Затем, переложив в правую руку собранный гармошкой свободный конец поводка, дрессировщик поворачивается на правый бок, кладет ладонь левой руки на холку собаки и, подав команду «Ползи!», начинает движение вперед. При этом он, опираясь на локоть правой руки, делает легкие рывки поводком, побуждая собачку к движению вперед. с дрессировщиком, он поощряет ее поглаживанием, лакомством, восклицанием «Хорошо!» и повторяют команду «Ползи!». В начале переползания делается на 1—2 м, так как ползание быстро утомляет собаку. После небольшой паузы и отдыха занятия продолжаются.

По мере выработки первоначального навыка дрессировщик усложняет его. Сначала свободно на землю опускается поводок. При попытках собаки отстать или приподняться подается команда «Ползи!» в угрожающей интонации, а правой рукой подбирается поводок и делается короткий рывок. Увеличивается и доводится до 15 м расстояние переползания. Более трудный подбирается рельеф местности. Упражнения проводятся при неблагоприятной погоде, на мокрой почве, переползание начинают из разных поз.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде быстро и безотказно переползает вместе с дрессировщиком расстояние до 15 м на местности средней сложности, не отставая, не опережая и не отползая от него в сторону.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Излишне сильные рывки поводком в первоначальный период;
2. Слишком большие расстояния для переползания в начальный период;
3. Усложненная обстановка в начальный период (колючая трава, жнивье, камни, мокрая, грязная почва и др.).

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:28

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ДВИЖЕНИЕ РЯДОМ С ДРЕССИРОВЩИКОМ (КОМАНДА „РЯДОМ!")

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Рядом!» и жест— легкое похлопывание ладонью левой руки по бедру левой ноги, безусловными — рывок поводком, поглаживание, лакомство.

Прием отрабатывается в следующем порядке. После выгуливания собаки дрессировщик, принимает основную стойку с собакой. Для этого он берет собаку на короткий поводок и ставит ее с левой стороны от себя так, чтобы колено его левой ноги касаюсь правой лопатки собаки. Такое положение собаки около дрессировщика наиболее удобно для управления собакой и передвижения с ней. Левой рукой дрессировщик берет поводок в 20—30 см от ошейника так, чтобы он свободно двигался в слегка сжатой кисти руки. На правую руку выше кисти надевает петлю поводка и остальную часть поводка собирает гармошкой в кулак (поводок, находящийся между правой и левой руками, должен немного провисать, чтобы не мешать движениям руки дрессировщика при ходьбе).

Добившись правильного положения собаки у ноги, дрессировщик поощряет ее поглаживанием, восклицанием «Хорошо!», лакомством. Затем он называет кличку собаки, чтобы привлечь ее внимание, после небольшой паузы подает команду «Рядом!», делает рывок поводком вперед и одновременно начинает движение
по прямой.

В первое время собака обычно отстает от дрессировщика, забегает вперед или отбегает в сторону. В этих случаях в спокойной приказной интонации подают команду «Рядом!» и одновременно делают рывок поводком: вперед, если собака отстает; назад, если собака забегает вперед; к себе, если собака отходит в сторону. Как только собака займет правильное положение у ноги дрессировщика, ее поощряют и продолжают движение.
Отрабатывая этот прием, дрессировщик должен следить, чтобы поводок был всегда ослаблен, давая тем самым собаке возможность ошибаться (отходить от ноги дрессировщика). Каждую такую ошибку немедленно исправляют командой «Рядом!» и одновременным рывком поводка.

На первых занятиях рывки поводком должны быть умеренной силы, команды подаваться спокойно, в приказной интонации, двигаться следует прямолинейно, без резких поворотов и одним темпом. У большинства собак обычно уже на 4—6 занятии вырабатывается четкий условный рефлекс на команду «Рядом!».

Затем выработку этого навыка усложняют. Дрессировщик во время движения с собакой меняет темп, делает остановки, повороты па месте и в движении. Изменяя темп движения, вначале подают команду «Рядом!» и лишь затем делают рывок поводком: вперед, если темп движения ускоряется, и назад, если темп замедляется. При поворотах на месте и в движении также сначала подают команду «Рядом!» и следом делают рывок поводком: при повороте направо — вперед, при повороте налево —назад (как бы осаживая собаку). Повороты кругом с собакой выполняются через правое плечо, при этом рывок поводком дается вперед. Для упрочения навыков, их совершенствования вводят различные отвлекающие раздражители, усложняют обстановку занятий, отрабатывают навык на жест, работают без поводка.

Выработку навыка на жест, заменяющий команду «Рядом!», проводят так. Взяв поводок в правую руку, дрессировщик перед началом движения подает жест (похлопывает ладонью левой руки по бедру левой ноги) и произносит команду «Рядом!». Все это сопровождается рывком поводка вперед. Постоянно команда и рывок поводком отстают от жеста все больше, применяются все реже заменяются, наконец, подачей только одного жеста.
Приучая собаку к движению рядом без поводка, вначале держат ее во время занятий на очень ослабленном поводке, а затем опускают его на землю. Если при этом собака слабо реагирует на команду и жест, то во время движения или наступают ногой на лежащий на земле поводок или поднимают его и делают сильный рывок, предварительно подав команду «Рядом!» угрожающей интонаций. Когда собака начнет четко выполнять словесную команду или жест, поводок снимают. При безотказном выполнении команды собаку поощряют восклицанием «Хорошо!», поглаживанием, лакомством.

При дальнейшей работе с собакой необходимо периодически подкреплять условные раздражители (команда, жест) безусловным раздражителем (рывок поводком), умышленно ставя собаку такие условия, чтобы она ошибалась. Строгим ошейником при отработке этого приема можно пользоваться лишь в исключительных случаях, когда рывок поводком не оказывает на собаку желаемого действия. Но при этом нужно учитывать индивидуальные особенности собаки. Навык считается выработанным, если собака, находясь без поводка, по первой команде или жесту дрессировщика быстро занимает правильное положение у его левой ноги и длительно сохраняет его при любых изменениях направления и темпа движения.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Излишне резкие и сильные рывки поводком, подача слишком громких команд и частое применение их в угрожающей интонации, использование парфорса (строгого ошейника) без учета индивидуальных особенностей собаки;
2. Постоянное натягивание поводка, приводящее к образованию у собаки нежелательной связи—постоянно тянуть вперед;
3. Частое повторение команды «Рядом!» без подкрепления рывком поводка;
4. Излишне частые перемены направления и темпа движения в начальный период выработки навыка

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:28

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ САДИТЬСЯ ПО КОМАНДЕ (КОМАНДА„СИДЕТЬ!")

Навык этот необходим потому, что положение сидя является исходным для отработки многих навыков, входит в ряд других, более сложных, и часто используется при работе собаки.

Условными раздражителями при выработке этого навыка являются команда «Сидеть!» и жест — быстрое поднимание правой руки вперед немного выше уровня плеча (ладонь вперед). Безусловные раздражители — лакомство, нажим на круп и легкий рывок поводком. Выработку навыка начинают после первоначальной отработки приемов по команде «Рядом!» и «Ко мне!». Навык можно вырабатывать двумя способами: 1) вкусопоощрительным (при помощи лакомства); 2) контрастным (при помощи нажима на круп собаки и рывка поводком с последующим поощрением лакомством). Выбор способа зависит от индивидуальных особенностей собаки. Так, 1-й способ чаще применяется при дрессировке молодых собак, собак с преобладающей пищевой реакцией, чрезмерно злобных собак (из опасения покусов при нажиме на круп и рывке поводком). Обычно же применяется 2-й способ, так как выработанный навык в этом случае оказывается более стойким.

1-й способ. Собака находится на коротком поводке, дрессировщик держит его в левой руке в 20—25 см от ошейника. В правую руку дрессировщик берет лакомство и становится справа от собаки. Произнеся ее кличку, он после небольшой паузы подает команду «Сидеть!» в приказной интонации, подносит руку с лакомством к морде собаки, давая его обнюхать, а затем плавно поднимает руку над головой собаки и отводит несколько назад по направлению к холке. Собака, пытаясь достать лакомство, поднимает голову, тянется за ним, а так как поводок удерживает ее от прыжка, то она запрокидывает голову и начинает садиться. Увидев, что собака начала садиться, дрессировщик вновь подает команду «Сидеть!» и, как только собака сядет, немедленно поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!».

2-й способ. Собака стоит около левой ноги дрессировщика на коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота, отставляет на полшага левую ногу .и берет поводок в правую руку в 10—15 см от ошейника. Подав в приказной интонации команду «Сидеть!», он накладывает на область между поясницей и крупом левую руку (ладонью вниз, большим пальцем к себе) и нажимает на нее, принуждая собаку сесть. Одновременно правой рукой он натягивает поводок вверх и назад.

Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду «Сидеть!», поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо!». Подержав собаку в положении сидя 5—10 секунд, дрессировщик дает команду «Гуляй!», а затем через 3—5 минут повторяет упражнение.

После того как у собаки выработается первоначальный навык на команду, упражнение усложняют — начинают приучать собаку садиться не рядом с дрессировщиком, а на расстоянии от него. Для этого дрессировщик становится перед собакой лицом к ней и заставляет ее сесть по команде. Постепенно расстояние между дрессировщиком и собакой увеличивается и доводится до 15 м. При этом дрессировщик должен внимательно следить за поведением собаки, а для этого отходить от нее вначале пятясь и лишь позднее обычным образом. Если при отходе дрессировщика собака пытается встать и идти за ним, то громко и в угрожающей интонации немедленно подается команда «Сидеть!». В том случае, если собака все же встала и идет к дрессировщику, к ней быстро подходят, подают в резкой, угрожающей интонации команду «Сидеть!», усаживают на прежнее место и подкрепляют команду нажимом на спину и рывком поводка. Одновременно с увеличением отхода дрессировщика увеличивают и время выдержки собаки в сидячем положении и доводят его до 5 минут.

Затем отрабатывают посадку собаки по жесту. Для этого дрессировщик, отойдя от стоящей собаки на 2—3 шага, подает жест, сопровождая его командой «Сидеть!» Постепенно подача команды после жеста все больше задерживается, и, «наконец, команда применяется лишь тогда, когда собака не садится только по одному жесту. Посадка собаки по жесту закрепляется лакомством, поглаживанием, восклицанием «Хорошо!».

У некоторых собак выработка навыка посадки по жесту проходит трудно. В этом случае поступают так. Дрессировщик отходит от стоящей собаки на два шага, предварительно повернув ошейник с прикрепленным коротким поводком кольцом вниз, и поворачивается лицом к ней. Взяв поводок в левую руку и слегка натянув его, он движением правой руки снизу вверх, как и при подаче жеста, ударяет по поводку, одновременно подавая команду «Сидеть!». После секундной выдержки правую руку опускают, делают шаг вперед и собаку поощряют.

Для упрочения навыка посадки его совершенствования надо использовать следующие усложнения: дрессировщику отходить от сидящей собаки в разные стороны на расстояния до 15—20 м; довести время выдержки собаки в сидячем положении до 5—8 минут; отходить от собаки в различных темпах (шагом, бегом); подавать команду «Сидеть!» или жест при различных положениях собаки (когда она стоит, лежит, движется); увеличивать количество и силу различных отвлекающих раздражителей. При этом необходимо внимательно следить за правильным положением собаки при посадке (положение крупа, лап и др.). Все эти элементы осложнения вначале вводятся при работе собаки на поводке.
Навык считается выработанным, если собака четко, быстро и безотказно из любого положения и при любых условиях садится но первой команде или жесту дрессировщика, находясь от него на удалении до 15 м, и сохраняет это положение до последующей команды с выдержкой до 5 минут.

При отработке этого приема возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

- Неумелое пользование удлиненным поводком при отходах от собаки (причинение ей боли);
- Неумение учитывать тип поведения собаки, особенно при отработке выдержки;
- Несвоевременное исправление ошибок в положении, принятом собакой при посадке

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:29

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ СТОЯТЬ ПО КОМАНДЕ (КОМАНДА „СТОЯТЬ!")

Этот навык обеспечивает наиболее удобное положение собаки при чистке, надевании специального снаряжения, при нахождении собаки около ноги дрессировщика.

Условными раздражителями при отработке этого приема являются команда «Стоять!» и жест — взмах правой руки, слегка согнутой в локте, ладонью кверху, от бедра вперед. Безусловные раздражители — приподнимание собаки под живот левой рукой, легкий рывок поводком, лакомство. Прием этот отрабатывается после команды «Сидеть!» и параллельно с командой «Лежать!». Порядок его выработки следующий.

Собака сидит на коротком поводке у левой ноги дрессировщика. Дрессировщик делает пол-оборота налево, подает в приказной интонации команду «Стоять!» и одновременно правой рукой делает легкий рывок поводком вперед и вверх, а левой рукой, подведенной под живот собаки в области паха, приподнимает собаку и повторяет команду «Стоять!». Как только собака встанет, дрессировщик поощряет ее поглаживанием, лакомством, восклицанием Хорошо!». После небольшого перерыва это упражнение повторяется.

Это же достигается и несколько иным путем. Собака сидит у левой ноги дрессировщика. Подав команду «Стоять!», дрессировщик нагибается к собаке, оставаясь на месте, и левой рукой подхватывает ее под живот, принуждая встать. Как только собака встанет, дрессировщик фиксирует это положение в течение нескольких секунд, повторяя команду «Стоять!», а затем поощряет собаку.

Часто первоначальный навык вырабатывают и в процессе ежедневной чистки собаки. При этом, если собака пытается сесть или .лечь, дрессировщик подает команду «Стоять!». Если она все же сядет или ляжет, то, подав команду «Стоять!» в угрожающей интонации, дрессировщик резко приподнимает ее под живот. Правильное положение собаки немедленно поощряется.

Затем приучают собаку к сохранению положения стоя при отходе дрессировщика. Для этого дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, около левой ноги подает команду «Стоять!» и отходит на 1—2 шага, все время оставаясь лицом к собаке и наблюдая за ее поведением. Если собака попытается изменить положение (сесть, лечь), то вновь подается команда «Стоять!» и одновременно делается легкий рывок поводком вперед.

Постепенно дрессировщик увеличивает расстояние отхода до 15 м, причем отходит не пятясь, а обычным образом. Затем собаку приучают работать без поводка, увеличивают время выдержки. При этом необходимо учитывать, что в положении стоя собака срывает выдержку значительно чаще, пытаясь или подойти к дрессировщику или изменить позу. Чтобы предотвратить это, из положения стоя не следует часто подзывать собаку к себе.

Навык на жест вырабатывают так. Дрессировщик, посадив собаку, становится в 2—3 шагах перед нею. В левой руке у него поводок, а правой он подает жест, сопровождая его командой «Стоять!». Как только собака встанет, ее немедленно поощряют. Постепенно все более запаздывают подавать команду «Стоять!». Так поступают до тех пор, пока собака не будет занимать требуемое положение по одному жесту.

Когда образование навыка на жест замедленно, иногда бывает полезно поступать так. Перед отходом от собаки дрессировщик опускает кольцо ошейника с карабином прикрепленного поводка вниз. Подавая жест, он ударяет ладонью по поводку снизу вверх, что побуждает собаку встать.

В дальнейшем добиваются, чтобы собака вставала из любого положения, останавливаясь на команду или жест во время различных движений, в обстановке с различными по силе и характеру отвлекающими раздражителями. Навык считается выработанным, если собака по первой команде или жесту дрессировщика из любого положения, в любых условиях, на любом расстоянии до 15 м четко и безотказно принимает положение стоя, находясь без поводка, и сохраняет это положение до следующей команды с выдержкой до 3 минут.

При отработке этого приема возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Излишне длительные выдержки в начале выработки навыка;
2. Частые подзывы собаки к себе из положения стоя;
3. Несвоевременное исправление ошибок в позе;
4. Сильные рывки поводком, заставляющие собаку сходить с места;
5. Несвоевременное пресечение попыток собаки сойти с места.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:29

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ПРЕКРАЩЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (КОМАНДА „ФУ!")

Этот навык необходим для того, чтобы дрессировщик при помощи команды мог своевременно прекращать нежелательные действия собаки или попытки к их совершению.

Условным раздражителем при отработке этого приема является команда «Фу!», а безусловным — сильный рывок поводком, иногда усиливаемый применением хлыста или строгого ошейника. Навык этот можно вырабатывать только тогда, когда будет установлен прочный контакт между дрессировщиком и собакой.

Команда «Фу!» всегда произносится громко, отрывисто и только в угрожающей интонации. Жестом или другими сигналами она не заменяется. Команда «Фу!» достигает цели лишь в том случае, если подается в тот момент, когда собака только-только начинает нежелательное действие.
Выработку первоначального навыка проводят на местности с ограниченным количеством отвлекающих раздражителей. Дрессировщик, имея собаку на коротком поводке, разрешает ей погулять, постепенно направляя к такому раздражителю, на который собака реагирует наиболее сильно, одновременно внимательно наблюдая за ее поведением. При попытке собаки наброситься на раздражитель (схватить кость, птицу, животное и др.) громко и резко подает команду «Фу!» в угрожающей интонации и одновременно делает сильный рывок поводком. Сильное болевое раздражение затормозит совершаемое собакой действие. После небольшой паузы подают собаке какую-либо другую команду. Последующие попытки собаки совершать какие-либо действия, нежелательные для дрессировщика, вновь пересекаются командой «Фу!» и резким рывком поводка. Сила рывка поводком должна соответствовать физическому состоянию собаки, типу ее высшей нервной деятельности и силе раздражителя, вызвавшего нежелательное действие.

У некоторых собак рывок поводка не вызывает достаточного тормозного действия. В этом случае применяют строгий ошейник или несильные удары хлыстом. На первых занятиях команду «Фу!» следует применять не более 3—5 раз с интервалами 10—20 минут, чтобы дать собаке возможность оправиться от торможения, вызванного этой командой и рывком поводка.

Затем первоначальный навык усложняют. Вначале работают на удлиненном поводке, а затем и без него, постепенно увеличивают расстояние от дрессировщика до собаки, вводят новые, более сильные и многочисленные отвлекающие раздражители. Если при этом собака перестанет выполнять команды, то необходимо повторить упражнения с применением рывка поводком.

При неправильной методике выработки этого навыка у собаки при подаче команды «Фу!» может проявиться пассивно-оборонительная реакция. В этом случае нужно успокоить собаку, отвлечь ее прогулкой, игрой, переменить место занятий и в этот день не подавать больше эту команду. На последующих 2—3 занятиях надо резко ослабить силу рывка поводком.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде Фу!» безотказно и четко, в любой обстановке, немедленно прекращает любые нежелательные для дрессировщика действия.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Применение сильных рывков поводком, строгого ошейника и хлыста без учета индивидуальных особенностей собаки;
2. Неуместное применение команды «Фу!» вместо другой необходимой команды, подаваемой в угрожающей интонации;
3. Многократное, без достаточных перерывов употребление команды «Фу!»;
4. Частое применение команды «Фу!» без ее подкрепления безусловными раздражителями;
5. Запаздывание с подачей команды «Фу!».

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:30

  • Сообщений     62
  • С 2007-05-18

ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПА ДВИЖЕНИЯ (КОМАНДА "ТИХО")

Наличие этого навыка позволяет дрессировщику управлять движением собаки (особенно без поводка) во время преодоления сложных препятствий, при практическом использовании на некоторых специальных службах.

Условным раздражителем является команда «Тихо!», безусловным натягивание или рывок поводка.

Прием отрабатывается после приучения собаки к движению вперед по команде, параллельно с приемами по преодолению препятствий.

Дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, подает команду «Вперед!» и в быстром темпе идет по узкой тропе. Затем он начинает изменять темп движения, то замедляя его, то вновь убыстряя. Замедляя темп движения, дрессировщик подает команду «Тихо!» и одновременно делает рынок поводком назад. Если же собака, возбужденная быстрым передвижением, не снижает темпа то команда повторяется в угрожающей интонации, а рывок поводком делается сильнее. Когда собака по команде дрессировщика замедлит темп движения, ее поощряют.

Постепенно упражнения усложняют, более часто изменяется темп движения, вводится работа собаки на удлиненном поводке, а затем и без поводка, усложняется обстановка. Совершенствуют навык путем замедления темпа движения во время преодоления бума и лестницы.

Навык считается выработанным, если собака по первой команде дрессировщика четко и безотказно замедляет темп движения при любых условиях окружающей среды, находясь как на поводке, так и без него.

При выработке этого навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

1. Чрезмерно сильные рывки поводком, особенно в первоначальный период;
2. Вместо рывка поводком его постоянное натягивание;
3. Излишне частые изменения темпа движения в первоначальный период;
4.Преждевременный переход к работе без поводка.

цитироватьобратиться по нику29.06.2007 11:35

  • Сообщений     
  • С 2007-04-06

прикольно)))
Моему щенку эти команды помогли ее послушанию

цитироватьобратиться по нику23.03.2011 09:58

  • Сообщений     
  • С 2007-04-06

Моему щенку, 2 месяца уже.
Спасибо вам большое, всё что нужно было - я узнала.

цитироватьобратиться по нику27.03.2011 15:08

  • Сообщений     5244
  • С 2011-06-12

Младшая обожает бабушек. Все остальные ее не волнуют. Старушка должна быть немедленно обпрыгана и облизана. Это единственный случай, когда собака срывает команду "стоять". Несется во весь опор, тьфу-тьфу, не уронила пока. Что делать?

цитироватьобратиться по нику22.06.2011 21:30

Модератор. Правильно воспитанный человек может стать лучшим другом собаки.

Для отправки сообщения необходимо авторизоваться


Начало
Дрессировка ОКД


В он-лайн(0):