Регистрация — владельцам собак и питомникам





Блоги  Дрессировка

Дрессировка

Дрессировку любой собаки следует начинать с выработки общедисциплинарных навыков, необходимых для управления ее поведением при повседневном общении с ней. Она должна не только реагировать на кличку, но и по команде подходить к хозяину, садиться, ложиться, занимать свое место, подавать голос, прекращать действия по команде «Фу», подносить предметы.

На основе перечисленных навыков можно приучить собаку к разнообразным действиям, делающим ее максимально полезной для хозяина. Так, домашних собак с успехом можно выдрессировать для обнаружения посторонних людей и оповещения об этом хозяина для охраны квартиры, приусадебного или дачного участка, автомашины и для других целей.

Для выработки служебных навыков у домашней собаки, прежде всего, нужно приучить ее недоверчиво относиться к посторонним людям. Поэтому не рекомендуется превращать собаку в живую игрушку. Помните, что любая собака имеет свой характер и по мере сил старается защищать свой дом, своего хозяина и членов его семьи. С первых дней появления щенка в доме соблюдайте правило: не разрешайте никому из посторонних трогать свою собаку. (Да и сами не трогайте чужих.) Это значит, что не следует позволять чужим людям ласкать Вашу собаку, играть с ней, предлагать лакомства и т. п. По мере роста и развития щенка нужно вырабатывать у него умеренно злобную реакцию на угрожающие движения посторонних людей. При необходимости можно и достаточно крупную собаку приучить к задержанию нападающего человека, руководствуясь методикой дрессировки защитно-караулыюй собаки.
Приучение к охране квартиры. Собака способна четко отличать чужих людей от своих по запаху, голосу и звукам, издаваемым ими при движении, соприкосновении с дверью и т. д. Это объясняется се более тонким, чем у человека, обонянием, а также несравненно более острым слухом. Собака чувствует знакомых ей людей издалека и почти никогда не облаивает их, в том числе и тех, кто часто посещает дом.

В зависимости от роста и физических возможностей собаку можно приучить или только к подаче сигнала о подходе к двери постороннего человека, или к подаче сигнала и активной борьбе с ним при попытке войти в квартиру.

Любую собаку можно приучить к подаче сигнала о приближении посторонних людей. Обычно каждая собака настороженно реагирует на появление у дверей квартиры постороннего человека и при этом визжит или лает. Такое поведение хозяин должен поддержать командой «Охраняй», повторяя се несколько раз в сочетании со словом «Хорошо» и поглаживанием. Если собака недостаточно активно реагирует на звонок или стук в дверь, хозяин подводит ее к двери и командой «Голос» побуждает лаять. Для большего возбуждения собаки можно попросить гостя еще раз позвонить или постучать в дверь. Добившись нужной реакции собаки, хозяин успокаивает ее, вплоть до запрещения лая по команде «фу» в сочетании с легким рывком за ошейник. Затем разрешает постороннему для собаки человеку войти в квартиру. Удерживая собаку, пропускает его в комнату и оставляет собаку на месте или уводит из прихожей в комнату. Нельзя наказывать (бить) собаку за злобную реакцию на вошедшего человека.

Приучение к бесшумному оповещению о постороннем человеке. Учуяв приближение к двери постороннего, собака должна подбежать к хозяину, потрогать его передней лапой и вновь вернуться к двери. Упражнение отрабатывается так. В назначенное время помощник звонит или стучит в дверь. Когда собака подбежит на звук, хозяин поощряет ее поглаживанием, но запрещает лаять командой «Фу» и рывком поводка. За молчание дает лакомство. Помощник на время затихает. Хозяин уходит в комнату, подзывает собаку к себе и, взяв правой рукой ее левую переднюю лапу, несколько раз проводит ею по своей ноге, произнося слово «чужой», «чужой». После этого он вместе с собакой идет к двери, откуда вновь слышится звонок или стук. Помощник, услышав приближение хозяина с собакой, уходит от дверей. Через 5—10 минут упражнение повторяется и заканчивается «бегством» помощника.
Такой же порядок действий собаки должен соблюдаться и в случаях, когда приходят люди, близкие хозяину (друзья, родственники, сослуживцы). После того, как они войдут в прихожую, хозяин управляет собакой так же, как изложено ранее.

Бесшумное поведение собаки необходимо в случаях, когда ее лап мешает жильцам соседних квартир, маленьким детям и семье самого хозяина, а также для оповещения людей с ослабленным или утраченным слухом. (Методические рекомендации по дрессировке собак для людей с дефектами речи или слуха изложены отдельно.)

Приучение к задержанию человека, пытающегося войти в квартиру без разрешения хозяина или в его отсутствие. Эта задача посильна для физически развитых собак. Упражнения выполняются с привлечением помощника. После того, как помощник обозначит свое присутствие за дверью и собака подаст голос, он открывает дверь (специально иезапертую) и пытается ударить собаку тряпкой или специальным рукавом так, чтобы она смогла схватить и потрепать их. После непродолжительной борьбы помощник бросает тряпку (рукав) и убегает. Можно практиковать задержание с охраной и последующим конвоированием нападавшего на улицу.

Ни в коем случае нельзя вступать в дружеский разговор с помощником в присутствии собаки.

В дальнейшем собаку приучают самостоятельно охранять и подавать сигнал о появлении постороннего человека. С этой целью перед появлением помощника владелец собаки уходит в другую комнату или на балкон так, чтобы она нс видела его. Как только собака подаст голос, хозяин управляет ею командами, подаваемыми на расстоянии, и только через 10—15 секунд подходит к пей. На очередных занятиях он выходит из квартиры и приходит на помощь собаке лишь тогда, когда она вступит в активную схватку с помощником, пытающимся войти в квартиру.

Навык совершенствуется при проведении занятий в разнос время суток (преимущественно тогда, когда собака остается дома одна). Действия помощника становятся более осторожными, тихими. Обязательно следует менять помощника, чтобы у собаки не выработалась привычка злобно реагировать только на одного человека.

У возбудимых собак иногда вырабатывается привычка облаивать всех проходящих мимо или остановившихся у дверей. Нужно добиваться того, чтобы она настораживалась, но не лаяла до тех пор, пока человек нс прикоснется к двери. Вредную привычку «пусчолайки» можно затормозить специальными упражнениями. Для них привлекают 2—3 помощников. По плану взаимодействий они периодически проходят мимо дверей в разных направлениях, иногда останавливаясь близко. Если собака залает, владелец кoмандой «Фу» и рывком поводка запрещает лай. Успокоив собаку, он подает команду «Охраняй». И так каждый раз за настороженное поведение собаку поощряет, а за неуместный лай наказывает. И только в том случае, если помощник пытается открыть дверь, владелец поощряет лай собаки лакомством и поглаживанием. Можно заканчивать упражнение «трепкой» помощника.

Приучение к охране двора, приусадебного (дачного) участка. Роль собаки можно свести к решению двух основных задач. Первая — обнаружение постороннего человека и оповещение об этом своего хозяина. Вторая — обнаружение, подача сигнала и активная борьба с человеком, пытающимся пройти на охраняемую территорию.

В процессе повседневного общения, во время выработки общедисциплинарных навыков следует приучить собаку к знанию пределов охраняемого ею участка и движению только по определенным дорожкам: между грядками и вдоль ограждения. Для выполнения специальных упражнений необходимо привлечь помощника, который должен подходить к участку с той стороны и таким способом, как это может попытаться сделать реальный злоумышленник.

В зависимости от роста и физических возможностей собака может нести службу на короткой привязи, на блок-посту или свободным обходом территории. Наилучшим считается свободное окарауливание. Но для него нужно иметь надежное ограждение участка. А на входной двери (калитке) должна быть предупредительная табличка: «Осторожно, злая собака!»

Методика дрессировки для такой службы в принципе такая же, как и для комнатных собак. К облаиванию можно приучать следующим образом. Помощник, подойдя к участку, создает шум, характерный для действий злоумышленника, пытающегося преодолеть ограждение. Хозяин командой «Охраняй» настораживает собаку и командой «Голос» заставляет лаять. Правильные действия поощряет лакомством. Услышав лай собаки, помощник затихает. Через 5—10 минут повторяет попытку преодолеть забор и, достаточно возбудив собаку, убегает. Хозяин поощряет собаку, успокаивает ее и, подав команду «Охраняй», оставляет для продолжения службы.

При дрессировке собаки, способной к борьбе с посторонним человеком, помощник после ее возбуждения, пытаясь нанести удар, дает ей возможность схватить какой-нибудь предмет всрх-ней одежды и потрепать его. Упражнение можно заканчивать двумя способами: помощник убегает или собака его задерживает, охраняет и конвоирует за пределы охраняемой территории.

Навык совершенствуется включением в упражнение нападения на объект двух помощников с разных сторон. Собака должна следить за ними обоими, задержать того, кто первым проник на охраняемый участок, а затем переключиться на второго. Целесообразно выполнять упражнение в комплексе с приучением к отказу собаки от пищи, предлагаемой нападающим или подброшенной на участок.

Если охраняемая территория большая и без ограждения, то при ее обходе собаку следует вести на коротком поводке, чтобы она не искусала кого-нибудь, случайно оказавшегося на участке. При необходимости использовать собаку для задержания убегающего злоумышленника нужно предупредить его: «Стой! Пускаю собаку!» И лишь в том случае, когда после трехкратного предупреждения убегающий не остановится, собаку спускают с поводка. Действия после задержания такие же, как и при дрессировке защитно-караульных собак.

Если на охраняемой собакой территории имеются домашние животные, птицы, необходимо приучить собаку спокойно относиться к ним. Эта задача легко решается при правильном воспитании будущего помощника со щенячьего возраста в тех условиях, где ему предстоит жить и работать.

Приучение к охране автомашины. Собака, находясь в автомашине, должна облаивать постороннего человека, пытающегося открыть дверцу, а при проникновении его в кабину активно бороться с ним до прихода хозяина.

Для этого, прежде всего, нужно приучить собаку к автомашине, чтобы она чувствовала себя «хозяйкой» в ней, Если собака начнет ездить в машине со шенячьего возраста, то автомобиль она будет воспринимать как «свою территорию» и защищать его. Если собака впервые встречается с автомашиной, следует вначале прогуливаться с ней около машины с выключенным двигателем, потом — с включенным. Затем нужно совершать поездки на машине с опущенными стеклами. Чтобы не переутомлять собаку, рекомендуется делать остановки для кратковременных прогулок. Перед такими поездками собаку не рекомендуется кормить.

Упражнения по охране автомашины выполняются так. Дрессировщик (хозяин) с собакой садится в машину. Помощник осторожно подходит к ней и, открыв дверцу, дразнит собаку, пытается ударить.ее, а затем дает возможность схватить специально приго-товленпый рукав. Дрессировщик вначале подает команду «Охраняй», а в моменты нападения помощника — «Фас», поддерживая нужную реакцию поощрением «Хорошо!» Достаточно возбудив собаку, помощник бросает рукав и убегает. Через 5—6 минут он вновь приближается к машине, и упражнение повторяется.

На последующих занятиях собака, привязанная на короткий поводок, оставляется в машине по команде «Охраняй», а дрессировщик постепенно отходит все дальше и дальше и прячется. Помощник опять пытается проникнуть в салон. Если собака активно его облаивает и борется с ним, то дрессировщик подбегает к машине и помогает задержать «угонщика».

Со временем меняется характер упражнений. Помощник просовывает дрессировочный рукав через приоткрытое стекло, добивается того, что собака активно лает и хватает за рукав, а затем убегает. Он может убежать, как только собака начнет лаять и бросится к нему при попытке взяться за ручку дверцы. Во всех случаях дрессировщик подбегает к машине и поощряет собаку. Желательно подключать к упражнениям двух помощников, пытающихся сесть в машину с двух сторон. На роль помощников следует приглашать разных людей. И в отличие от охраны других объектов не рекомендуется пускать собаку на задержание убегающих помощников: собака ни при каких соблазнах не должна оставлять машину.

С первых же занятий нужно приучать собаку спокойно реагировать на людей, проходящих мимо машины. Животное должно быть настороженным, но лаять и бросаться лишь на тех, кто вплотную подойдет к машине и возьмется за ручку дверцы.

Дрессировка собак для людей с дефектами речи и слуха. Дрессированная собака — надежный помощник людей, имеющих по каким-либо причинам ограниченные возможности управлять ею. Но и они могут успешно использовать собак для различных целей.

Собака тонко приспосабливается к конкретным условиям жизни. Невозможность получения нужной информации одним из органов чувств она восполняет за счет большей активности других. Так, если собака не слышит звуковых сигналов, она ориентируется на обоняние и зрение. Усиливается се зрительное внимание на поведение хозяина: она замечает мимику, движения глаз, бровей, губ и, тем более, жестикуляцию. Поэтому при дрессировке собак для такой категории людей основными условными раздражителями должны стать жесты и другие зрительные раздражители, заменяющие звуковые команды. Можно пользоваться и некоторыми нечеткими звуками. Даже
один и тот же звук можно превратить, произнося его с разной интонацией и силой, в условные раздражители для разнообразных ответных действий собаки.

Специальную дрессировку собак для людей с дефектами речи и слуха лучше начинать со щенячьего возраста, пока у животных еще не выработались навыки реагирования на звуковые команды. В этом возрасте собака больше смотрит на хозяина, чем взрослая, и ,ей легче понять, что звуки не могут служить средством общения.

Дрессировкой собаки старше 5—6 месяцев должен руководить опытный инструктор. Он должен помочь переключить внимание животного на зрительные раздражители, постепенно исключая известные собаке звуковые команды.

При дрессировке собак за основу нужно брать методику выработки и специальных навыков, пользоваться стандартными жестами. Важно каждый жест подкреплять конкретным пищевым или механическим раздражителем. Тогда рефлексы будут вырабатываться быстрее.
dtw.okis.ru

14 лет, 10 месяцев назад  Комментарии 0

Теги: Дрессировка



Ваше отношение к вакцинации

Голосование

Ваше отношение к вакцинации

  • Не буду колоть этот компот ни за что
  • Только если на работе поставят ультиматум
  • Возможно уколюсь добровольно
  • Уже укололся(ась)
  • У меня медотвод


ТОП10 Блоггеров


В он-лайн(0):